Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что таможенная политика любого государства, а тем более их ассоциаций или профсоюзов, играет огромную роль в формировании и развитии глобальных экономических, со-циальных и культурных пространств. И, прежде всего, для каждой страны важна собственная таможенная политика.
С момента перехода России к рыночным отношениям остро возникла необходимость изменения государственного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. В этом механизме таможенная система Российской Федерации является одним из основных инструментов, позволя-ющих обеспечить необходимое взаимодействие между российской экономи-кой и мировой экономикой.
Становление и развитие таможенной службы России неразрывно свя-заны с историей российского государства. Не следует забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сбо-ры финансировались многие государственные мероприятия на благо русско-го народа и на благо страны. Тарифы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, финансирование государственных реформ. Ни для кого не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения были построены на средства, собранные таможней. Борьба с контрабандой велась таможенными органами во все периоды российской истории. Это ка-сается не только импорта и экспорта запрещенных товаров.
Именно таможенники Московского государства препятствовали пере-возке запрещенных религиозных предметов, еретических книг и игральных карт, тем самым противодействуя духовной коррупции населения России. Сохраняя интересы государства, таможенники XY-XYII вв. задерживали секретные карты русских земель и крепостей у проходивших мимо ино-странцев.
Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избежать таможенного досмотра, поскольку по зако-нам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Не случайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надеж-ность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.
Теоретические основы исследования: для исследования развития та-моженной службы России большое значение имеют труды Ю.С Бакаевой, Н.М. Блинова, К.Я. Бякишева, Е.Г.Моисеева, Л.Н.Бунича, Я.В. Бутова, Б.Н.Габричидзе, А.Д.Ершова, С.Д.Калашникова, Ю.С.Кисловского, В.М.Малиновской и.т.д.
Объект исследования: историческое развитие таможенной службы РФ
Предмет исследования: таможенная служба РФ.
Цель работы: изучить особенности досоветского развития таможенной системы России.
Задачи работы:
-выделить этапы становления таможенного дела;
-рассмотреть возникновение и развитие таможенного дела в Древней Руси;
-изучить развитие таможенного дела в Московском государстве;
-исследовать таможенное дело в Российской империи в XVII веке;
-определить особенности таможенной политики в период царствова-ния Елизаветы Петровны и Петра III;
-дать характеристику таможенных органов в XIX веке.
Методологическую основу работы составили концептуальные поло-жения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области тамо-женного регулирования.
В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а так-же специальные - историко-правовой, формально-юридический, метод срав-нительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимо-связи, сделать выводы и обобщения.
1. Зарождение таможни в древней Руси и ее развитие до XVII века
1.1 Этапы становления таможенного дела
Развитие и внедрение таможенных органов различаются в зависимо-сти от конкретных экономических и политических условий. Можно выделить несколько этапов, которые имеют особенности Как развития таможенных ор-ганов в целом, так и их размещения.
Развитие и внедрение таможенных органов на первом этапе (конец 1991 г.-Середина 1993 г.) определялось следующими факторами:
- потребности рыночной экономики;
- необходимость восстановления сети таможенных органов на админи-стративных границах РСФСР, ставшей общедоступной;
- формирование доходов федерального бюджета.
Основной целью этого этапа было обеспечение приоритетного разви-тия национальных таможенных органов при одновременном создании сети пограничных таможенных органов, особенно в новых районах государ-ственной границы.
Цель состояла в том, чтобы максимально приблизить места таможен-ного оформления и контроля к промышленным центрам страны, прямым производителям, отправителям и получателям товаров. Эта цель была до-стигнута путем создания таможенных органов в административных и терри-ториальных центрах, крупных железнодорожных центрах, промышленных и горнодобывающих предприятиях.
На данном этапе эффективность таможенного оформления и таможен-ного контроля была достигнута за счет увеличения доли внутренней тамож-ни в общем объеме ГТД. В 1992-1993 гг.:
- количество пограничных таможен увеличилось более чем в два раза (в большинстве случаев они были созданы заново);;
- количество внутренних таможен увеличилось на 1/3;
- В 5 раз больше количества таможенных постов;
- создана сеть региональных таможенных администраций в соответ-ствии с нынешним разделением страны на экономические регионы.
На втором этапе (середина 1993 г.-август 1996 г.) продолжалась ра-бота по полному переходу таможенных органов к принципу регионального развития и были созданы таможенные лаборатории. В 1994-1995 годах зна-чительно увеличилось количество складов временного хранения и таможен-ных терминалов.
В начале 1995 года был создан Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, к которому присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В связи с первоначальным упразднением Таможенного союза таможни, таможенные посты, контрольно-пропускные пункты и пункты пропуска были упразднены на общих участках границы. Были открыты представительства Центрального комитета России в Минске, Алматы и Бишкеке.
Третий этап (1996-2000 гг.) был связан с реализацией федеральной программы развития таможенной службы России на период 1996-1997 гг. и до 2000 г.,предусматривающей проведение большого количества работ по строительству и реконструкции контрольно-пропускных пунктов различного назначения на государственной границе, а также на период с 1996 по 2000 г. и определял перспективу строительства современных терминалов и склад-ских баз.
В 2000 году КТК России принял новую структуру организации мест-ного бизнеса в стране. Тринадцать существовавших ранее RTU были реор-ганизованы в семь, границы их деятельности стали полностью совпадать с границами федеральных округов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Агабалаев М. И. Таможенное дело в дореволюционной России. – М.: Крокус, 2018. – 112 с.
2.Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. // Право и политика. - 2020. - № 1 – С. 33-39
3. Гиматдинова Э.Р. Развитие таможенного дела на Руси// В мире научных открытий. Материалы IV Всероссийской студенческой научной конференции (с международным участием). 2019. - С. 132-134
4.Демичев А.А Основы таможенного дела: учебник. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2018. - 188 с.
5. Евдокимова А.И. Генезис таможенных отношений на Руси и их законодательное регулирование// Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. - С. 168-170.
6.Ершов А. Д. Истоки возникновения таможенного дела: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 119 с.
7.Жигалов, Р. И. Таможенное дело в России в 50-е годы XVIII века // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 170-172.
8.Иванова С. Ю. Российская таможня: исторические вехи становления и развития. – Ульяновск, 2020. – 278 с.
9. Кецба Б.И. Значение торговых договоров между Русью и Византией для становления отечественного таможенного права//Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 4. - С. 63-68.
10. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. - М.: Глобол, 2018. - 288 с.
11. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2019. – 192 с.
12. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учебник. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2018 – 254 с.
13. Малофеева О.С. Торгово-таможенная политика Руси и проблемы международных связей в Х веке//Мир экономики и права. 2020. -№ 2. -С. 24-26.
14.Новиков, С. С. История таможенного дела и таможенной политики России: учеб. пособие ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. ‒ 316 с
15. Петров И.В. Государственное управление в области таможенного дела в древней Руси//Мир экономики и права. - 2020. -№ 6. -С. 69-71.
16. Петров Ю.И. Таможенные органы: взгляд на возникновение и развитие//Вестник Юридического института МИИТ. - 2021. -№ 4 (12). -С. 143-150.
17. Сандальникова Е.В., Перова Е.Е. Зарождение таможенного дела в киевской Руси. Итоги правления князей Олега и Игоря в таможенной сфере // Поволжский педагогический поиск. - 2020. - № 1 (7). - С. 79-80.
18. Содномова С.К. История таможенного дела и таможенной политики. М.-Берлин, 2017. – 258 с.
19.Старых, С. А. Анализ концепции развития таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (111). — С. 989-991.
20. Толкушин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт-Издат, 2018 – 505 с.
21. Чекмарева Р.И. Основы таможенного дела. – Ростов-н/Дону: МарТ, 2018. – 208 с.
22. Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и таможенные правоотношения в правовой системе Российской Федерации// Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 2 (104). - С. 80-87.
23.Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. - М. : ЮСТИЦИЯ, 2019. - 556 с.
24. Щелкунова Е.В. От Руси до России: исторические аспекты становления и развития таможенной службы//Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 4. - С. 58-62.